Многомиллионные убытки сулит костанайским предприятиям обновление контрольно-кассовых машин с функцией онлайн-передачи данных

Реализаторам подакцизной продукции, возможно, придется массово закупать новые аппараты, или вновь потратить деньги на обновление старых, поскольку с 1 января 2017 года существующая программа передачи сведений в налоговые органы прекращает работу.

Речь о программном обеспечении под названием «Фискальный драйвер», которое в свое время разработал и внедрил оператор системы - АО «Казахтелеком». По сути, оно идентично работе контрольно-кассовых машин, которые могут сами фиксировать и передавать данные. Как известно, с 2015 года, согласно изменениям в Налоговом кодексе, такие ККМ были обязаны установить предприятия, осуществляющие оптовую и розничную реализацию бензина, дизельного топлива и алкогольной продукции. Однако перечень аппаратов на тот момент утвержден не был, да и сами ККМ были в дефиците. Выход нашелся. Предприниматели установили на компьютерах «фискальный драйвер» и подключили к ним контрольно-кассовые машины, которыми пользовались раньше.

Вариант, казалось бы, устроил всех. И сведения в налоговую уходят, и нормы Налогового кодекса исполняются. Но теперь, как сообщает оператор на своем сайте, программу сворачивают, а, значит, бизнесменам придется покупать и устанавливать новые КММ, либо приобретать специальные комплекты доработки. Соответствующие уведомления начали приходить и от налоговой.

В Палату предпринимателей посыпались жалобы от руководителей супермаркетов и компаний по реализации ГСМ. Они отмечали, что не против прозрачности денежных операций, но предполагаемые изменения серьезно ударят по карману в это непростое время.

«У нас три крупных магазина. Это ведь не один и не два миллиона тенге придется затратить. К чему нужна эта замена, если система работает? Даже сейчас у нас установлены фискальные машины, которые по характеристикам превосходят те, что предлагают нам купить. Они лучшего качества, у них больше период износа», - говорит заместитель директора сети супермаркетов «Тамаша» Дмитрий Стрекалов.

Кстати, причина, по которой оператор останавливает работу драйвера - несовершенство программы, якобы она периодически дает сбой. Об этом заявлялось в ходе обсуждения проблемы в Палате предпринимателей. Бизнесмены же не исключают, что идет лоббирование конкретных интересов. Ведь гораздо легче отладить работу уже существующей программы, пусть это и будет стоить денег, чем полностью ее сворачивать и затрачивать средства на новое оборудование.

Впрочем, надежда у предпринимателей еще остается. Не так давно проблему обсудили на уровне НПП «Атамекен» с участием всех заинтересованных сторон. 

«НПП высказала предложение, чтобы продлить работу программного обеспечения до того момента, пока предприниматели не приобретут комплекты доработки, но не враз, а поэтапно, с минимальными затратами. Мы уже собрали и направили в Нацпалату сведения, кому и сколько для этого понадобится времени. На сегодняшний день это пока единственная альтернатива и она сейчас прорабатывается. Но мы этот вопрос с повестки не снимаем, держим на контроле, будем добиваться, чтобы интересы бизнеса были учтены максимально», - заявила начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Костанайской области Татьяна Черныш.